Башкирские мастера возрождают керамику Олеся Серегина.
Фото Андрея Старостина. В галерее народного искусства «Урал» накануне открылась поистине народная выставка. Участниками проекта в большинстве своем стали не профессиональные художники, а жители башкирской столицы, основной вид деятельности которых напрямую с творчеством не связан. Людей разных специальностей, студентов и даже детей объединила студия художественной керамики «Терракота», где все они получили навыки работы с глиной. - Студия была создана в сентябре 2009 года. В прошлом году мы отметили свой первый день рождения, а отпраздновать его решили, организовав выставку работ наших учеников, — говорит «БАШвесту» преподаватель студии Юлия Нурмухаметова. В выставке принимают участие более десяти авторов, которые представили десятки своих произведений. В экспозицию вошли декоративные панно, подвески, колокольчики, подсвечники, вазы, горшки, а также гончарные работы. - Я начала заниматься в студии год назад. Хотелось найти в чем-то отдушину, и я решила научиться работать с глиной, — рассказывает нашей газете Надежда Филиппова.
По словам девушки, с ходу хотела освоить гончарное дело, но оно оказалось не таким уж простым занятием. Тогда выбрала лепку из глины, и стало получаться. В этой технике мастерица сегодня создает интересные произведения. Пока большинство работ Надежды Филипповой представляют собой мелкую пластику, но с ее упорством и старанием и до более крупных форм, например, садово-парковой скульптуры, уже недалеко.
На выставке можно увидеть две работы Надежды Филипповой: декоративное панно с домиком и черепаху. Керамическая черепаха выглядит, как настоящая, благодаря тому, что при ее создании мастерица использовала глазурь. - Сначала вылепленную из глины фигурку обжигают в печи, потом зачищают шероховатости и покрывают глазурью. Глазурь по структуре напоминает мелкий песок, и ее аккуратно втирают в изделие, которое после этой процедуры снова отправляется в печь. Единственный риск при этом — то, что после обжига глазурь может поменять свой первоначальный цвет. Тем не менее такой эксперимент оправдан, потому что зачастую оборачивается отличным результатом, — продолжает Надежда Филиппова. К слову, обжигом изделий занимаются исключительно преподаватели студии. Это занятие требует знаний и опыта. Температура в печи достигает тысячи градусов, она оптимальна для закрепления изделия из глины. Другая участница выставки Маргарита Мухамадеева, за плечами которой также нет художественной школы или кружка изобразительного искусства, уже в первое свое занятие в студии «Терракота» задумала непростую работу. По словам Маргариты, идея была ее, а воплотить мечту в жизнь помог преподаватель Константин Васин. Под его руководством она сделала композицию «Музыка ветра», состоящую из нескольких керамических трубочек и крышки в форме черепахи. Все изготовленные детали мастерица скрепила между собой прочной нитью и подвесила над дверным проемом. Если дотронуться до «Музыки ветра» рукой — композиция зазвучит. Как рассказала Маргарита Мухамадеева, эта работа сегодня украшает и оберегает от злых духов ее дом, но на время выставки композиция перекочевала в стены художественной галереи. Еще одна функциональная работа Маргариты Мухамадеевой — девочки-колокольчики. Глиняные куколки в платьицах в форме колокольчиков, как бусины, собраны на нить. - Эту композицию я посвятила своим подругам, которые стали прототипами работ. Среди них есть и я сама, — поделилась Маргарита Мухамадеева. С десяток миниатюрных панно представила Александра Елхина. Вдохновение для этих работ мастерица черпала в произведениях Макса Фрая. Ее же рук дело — шкатулка «Лев», композиции «Есть у меня лошадка» и «Мышиный рай», а также ваза по мотивам творчества Рериха. В экспозицию вошли произведения и юных мастеров. Семилетний Костя Гончаров удивил зрителей не только количеством, но и качеством своих работ. На суд публики он представил керамические фигурки «Ежик», «Моряк», «Зайка», «Жук», панно «Коты». Нашлось на выставке место и для семейных работ. Так, Екатерина Кадырматова и девятилетний Герман Кадырматов заявили о себе серией анималистических миниатюр. В выставке приняли участие и преподаватели студии художественной керамики. Юлия Нурмухаметова вниманию зрителей предложила панно «Солнце» и тарелку «Коты». Нина Лукьянова — большую керамическую черепаху. Константин Васин, который возглавляет студию, представил глиняную посуду, сделанную на гончарном круге.
Как рассказал преподаватель, эти керамические кувшины и горшки обработаны методом молочения. Это особый способ обработки глины, при котором на одном из этапов создания — перед обжигом в печи, изделие на несколько часов помещают в молоко. Благодаря этому старинному методу продукты, которые хранятся в этой посуде, на протяжении долгого времени остаются свежими. По словам мастера, сделанные таким способом емкости пользуются популярностью у людей, занимающихся производством меда. Посетить выставку керамических работ можно бесплатно. В галерее народного искусства «Урал» экспозиция продлится до конца января. Источник «БАШвест»
|